0

Корзина пуста.

Физическая реабилитация детей-инвалидов с поражением опорно-двигательной системы

ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта» г. Санкт-Петербург

Реабилитация детей-инвалидов является одной из важнейших социальных и государственных проблем, стоящей перед современным обществом. По данным Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России, за последние десять лет количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет увеличилось в России примерно в два раза. В 2004 году количество детей-инвалидов составило 642 тысячи. Особо следует отметить, что доля детей-инвалидов, впервые и повторно признанных инвалидами в общей структуре контингента детей-инвали­дов, зарегистрированных в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, составляет 71,6%, что свидетельствует о неполном охвате детей, нуждающихся в поддержке государства и реабилитационными мероприятиями (Свинцов А.А., 2009). 


Ампутация конечностей

Ампутация конечностей в детском возрасте обуславливает выраженные нарушения локомоторных функций, разви­тие вторичных деформаций опорно-двигательного аппарата. Ампутация нижней конечности у детей, а особенно обеих конечностей, приводит к выраженным изменениям всех функциональных системах организма, т. к. резко ограничива­ется двигательная активность, исключается опорная функция нижних конечностей и выключается из работы большая мышечная масса, при этом утрачивается приобретенный навык ходьбы (Витензон А.С., Петрушанская К.А., 2003), про­исходит деформация позвоночного столба во фронтальной плоскости при односторонней ампутации и в саггитальной плоскости — при двусторонней ампутации; происходит задержка психомоторного развития.


Реабилитация детей-инвалидов

Процесс реабилитации таких детей-инвалидов имеет динамический характер и обусловлен тяжестью дефекта ко­нечности (конечностей), динамикой развития опорно-двигательного аппарата, особенностями психики ребенка, динами­кой прогрессирования патологического процесса (отрицательная функциональная роль анатомического дефекта по мере инволюции культи). (Рожков А.В., Белянин О.Л., 2000). Одним из основных средств компенсации двигательных функ­ций, восстановления способности к самообслуживанию, передвижению, является адекватное протезирование. Процесс протезирования неотрывно связан с применением средств лечебной и адаптивной физической культуры, направленных на подготовку к протезированию, обучению пользованию протезом, а так же совершенствование и развитие двигатель­ных функций, профилактику нарушений осанки. Оптимальные сроки первичного протезирования нижних конечностей — 1,5–2 месяца после перенесённой ампутации, протезирование в более поздний период осложняется контрактурами, задержкой в развитии, адинамией, усугубляется сопутствующая патология.

Сложности протезирования детей связаны, в первую очередь, с продолжающимся ростом и развитием. Наряду с протезированием и применением средств лечебной физической культуры, играющими ведущую роль в медицинской реабилитации, огромное значение имеют средства, стимулирующие двигательную активность детей. Адекватная двига­тельная активность, использование средств и методов адаптивной физической культуры, является основой физического развития и совершенствования физических качеств, способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его психомоторного развития, становления личности и социализации в современном обществе. 


Восстановительное лечение

Восстановительное лече­ние и протезирование детей при ампутационных дефектах нижних конечностей и нарушениях осанки проводится в разных формах: в частности в виде физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренняя гигиеническая гим­настика, подвижные игры, физические упражнения в гимнастическом зале, бассейне), самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной предметно-развивающей среды, активный отдых и т.д. (Курдыбайло С.Ф., Герасимова Г.В., 2010) Для оценки эффективности протезирования в нашем Центре используются биомеханические исследования, в том числе с использованием биологической обратной связи БОС-мио, БОС-Стабило, ходьба в протезах с оценкой правильности стереотипа ходьбы по «Листу оценки ходьбы в протезах» в баллах, оцени­вается качество жизни и уровень тревожности детей до протезирования и после протезирования. Эти методы являются достаточно эффективными способами диагностики и лечения и позволяют обеспечить адекватное протезирование и повысить качество жизни детей.



По материалам 2-ой научно-практической конференции «Реабилитация при патологии опорно-двигательного аппарата», 24–25 апреля 2012 года, г. Москва

Автор:  Курдыбайло С.Ф. / Иванова А.Ю.
Дата публикации:  28.04.2012
Подписка