Физическая реабилитация детей-инвалидов с поражением опорно-двигательной системы
ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта» г. Санкт-Петербург
Реабилитация детей-инвалидов является одной из важнейших социальных и государственных проблем, стоящей перед современным обществом. По данным Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития России, за последние десять лет количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет увеличилось в России примерно в два раза. В 2004 году количество детей-инвалидов составило 642 тысячи. Особо следует отметить, что доля детей-инвалидов, впервые и повторно признанных инвалидами в общей структуре контингента детей-инвалидов, зарегистрированных в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, составляет 71,6%, что свидетельствует о неполном охвате детей, нуждающихся в поддержке государства и реабилитационными мероприятиями (Свинцов А.А., 2009).
Ампутация конечностей
Ампутация конечностей в детском возрасте обуславливает выраженные нарушения локомоторных функций, развитие вторичных деформаций опорно-двигательного аппарата. Ампутация нижней конечности у детей, а особенно обеих конечностей, приводит к выраженным изменениям всех функциональных системах организма, т. к. резко ограничивается двигательная активность, исключается опорная функция нижних конечностей и выключается из работы большая мышечная масса, при этом утрачивается приобретенный навык ходьбы (Витензон А.С., Петрушанская К.А., 2003), происходит деформация позвоночного столба во фронтальной плоскости при односторонней ампутации и в саггитальной плоскости — при двусторонней ампутации; происходит задержка психомоторного развития.
Реабилитация детей-инвалидов
Процесс реабилитации таких детей-инвалидов имеет динамический характер и обусловлен тяжестью дефекта конечности (конечностей), динамикой развития опорно-двигательного аппарата, особенностями психики ребенка, динамикой прогрессирования патологического процесса (отрицательная функциональная роль анатомического дефекта по мере инволюции культи). (Рожков А.В., Белянин О.Л., 2000). Одним из основных средств компенсации двигательных функций, восстановления способности к самообслуживанию, передвижению, является адекватное протезирование. Процесс протезирования неотрывно связан с применением средств лечебной и адаптивной физической культуры, направленных на подготовку к протезированию, обучению пользованию протезом, а так же совершенствование и развитие двигательных функций, профилактику нарушений осанки. Оптимальные сроки первичного протезирования нижних конечностей — 1,5–2 месяца после перенесённой ампутации, протезирование в более поздний период осложняется контрактурами, задержкой в развитии, адинамией, усугубляется сопутствующая патология.
Сложности протезирования детей связаны, в первую очередь, с продолжающимся ростом и развитием. Наряду с протезированием и применением средств лечебной физической культуры, играющими ведущую роль в медицинской реабилитации, огромное значение имеют средства, стимулирующие двигательную активность детей. Адекватная двигательная активность, использование средств и методов адаптивной физической культуры, является основой физического развития и совершенствования физических качеств, способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его психомоторного развития, становления личности и социализации в современном обществе.
Восстановительное лечение
Восстановительное лечение и протезирование детей при ампутационных дефектах нижних конечностей и нарушениях осанки проводится в разных формах: в частности в виде физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня (утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физические упражнения в гимнастическом зале, бассейне), самостоятельная двигательная деятельность детей с использованием специально созданной предметно-развивающей среды, активный отдых и т.д. (Курдыбайло С.Ф., Герасимова Г.В., 2010) Для оценки эффективности протезирования в нашем Центре используются биомеханические исследования, в том числе с использованием биологической обратной связи БОС-мио, БОС-Стабило, ходьба в протезах с оценкой правильности стереотипа ходьбы по «Листу оценки ходьбы в протезах» в баллах, оценивается качество жизни и уровень тревожности детей до протезирования и после протезирования. Эти методы являются достаточно эффективными способами диагностики и лечения и позволяют обеспечить адекватное протезирование и повысить качество жизни детей.
Автор: Курдыбайло С.Ф. / Иванова А.Ю.
Дата публикации: 28.04.2012
Источник: