0

Корзина пуста.

Оборудование в наличии

Некоторые вопросы преподавания медицинской реабилитации в ВУЗе

Одной из особенностей реформации высшего профессионального обучения является переход от устаревших подходов к образовательному процессу. Более современным, позволяющим более четко отрабатывать межпредметные связи, совмещать в обучении однонаправленные учебные дисциплины и упорядоченно формировать знания, умения и навыки именно по компетентностному принципу.

Введение в 3 Федеральный Государственный образовательный стандарт новой дисциплины — «Медицинская реабилитация» — коренным образом меняет подход к преподаванию студентам медицинских ВУЗов не только таких дисциплин как физиотерапия и лечебная физкультура, но и практически большинства клинических дисциплин. Впервые в программу обучения студентов введена дисциплина, которая интегрирует вопросы реабилитации пациентов практически при всех существующих патологиях. В тоже время, готовя рабочие программы по медицинской реабилитации, мы столкнулись с рядом проблем.


Создавая учебно-методический комплекс для дисциплины, обозначая ее цель и задачи, мы четко определили следующее:

Учитывая, что медицинская реабилитация — это комплексная дисциплина, которая предполагает преподавание студентам всего спектра знаний, связанных с реабилитацией при сердечно-сосудистых, неврологических, пульмонологических и многих других заболеваниях, необходимы преподаватели высококомпетентные. В этой связи возникает необходимость проведения в течение ближайших 2 лет обязательное сертификационное усовершенствование профессорско-преподавательского состава кафедр медицинской реабилитации, причем заведующие данными кафедрами должны пройти обучение на центральных базах. Предусмотренных 3 Федеральным Государственным образовательным стандартом на медицинскую реабилитацию 108 часов крайне, на наш взгляд, недостаточно, учитывая, что из них всего 72 часа аудиторных занятий. Считаем целесообразным увеличить количество часов как минимум на 50% — до 162 часов, из них 108 аудиторных. Увеличение часов может быть произведено за счет вариативной части, что и сделано в Ставропольской государственной медицинской академии. Предлагаем просить Министерство здравоохранения рекомендовать ВУЗам подобную практику.

Считаем целесообразным, преподавать медицинскую реабилитацию на VIII и XI семестрах для лечебного и педиатрического факультетов и на VIII и IX семестрах у студентов стоматологов, разделив дисциплину на две части — общую реабилитационную и частную. В общую медицинскую реабилитацию объемом 54 часа, из них 36 аудиторных, предлагаем включить основы физиотерапии, лечебной физкультуры, санаторно-курортного лечения и диетологию, которая, по нашему мнению, является неотъемлемой частью как лечения, так и реабилитации. В частную реабилитацию объемом 108 часов, из них 72 аудиторных, предлагаем включить вопросы медицинской реабилитации при конкретных патологиях. Необходимость преподавания частной реабилитации на выпускном курсе связано с тем, что только к этому сроку обучения студент приобретает необходимый объем знаний по различным нозологиям и в состоянии адекватно усвоить предмет. Вопросы преподавания психической и психиатрической реабилитации, являющиеся весьма важным фактором в восстановлении пациента, считаем целесообразным сохранить за профильными клиническими кафедрами.

Изменения в обучении студентов должны повлечь за собой и изменения в последипломной подготовке врачей. Необходимо ввести специальность врач-реабилитолог.



Ставропольская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, г. Ставрополь

Автор:  Дубовой Р.М.
Дата публикации:  22.10.2012