0

Корзина пуста.

Оборудование в наличии

Применение иппотерапии в комплексной реабилитации детей с детским церебральным параличом

Актуальность

Среди детей со значительно ограниченными двигательными и, в части случаев, речевыми возможностями основную часть составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). ДЦП относится к группе стойких нарушений развития движений и положения тела ребёнка, которые вызваны резидуальным поражением развивающегося мозга ребенка. Ведущими в клинической картине ДЦП является патология развития двигательных функций. Моторные нарушения при ДЦП часто сопровождаются нарушениями когнитивных и коммуникативных способностей, поведения, а иногда и эпилепсией, и вторичными скелетно-мышечными проблемами. Поэтому поиск наиболее эффективных методов лечения этого заболевания является актуальной проблемой, как в медицинском, так и в социальном аспекте.

В настоящее время существуют различные способы реабилитации детей, страдающих ДЦП, которые позволяют уменьшить мышечный тонус, увеличить объем пассивных движений. Это занятия лечебной физкультурой, курсы массажа физиотерапевтические процедуры, упражнения в бассейне, медикаментозное лечение, ботулинотерапия, комплексная лазеротерапия, хирургическая коррекция. Но изолированное применение выше названных методов не способствует приобретению и закреплению новых двигательных навыков.

Иппотерапия как метод реабилитации находится на стыке нескольких реабилитационных направлений: с одной стороны, ее можно рассматривать как одну из форм лечебной физкультуры, с другой стороны, иппотерапия включает в себя сильный мотивационный компонент, повышает самооценку, облегчает социализацию и адаптацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что вначале пассивно, а затем активно отдельным частям тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания. Такими возможностями обладает иппотерапия. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения ребенка с лошадью определяют уникальность иппотерапии.


Цель исследования

Изучить воздействие иппотерапии на двигательное и психическое развитие детей с ДЦП.


Материалы и методы

Исследование проводилось на группе пациентов, состоящих на учете в Научно-практическом центре детской психоневрологии, которые проходили курс иппотерапии в Центре психолого-медико-социального сопровождения «МиР». Под наблюдением находились 53 ребенка с двигательной и психической патологией в возрасте от 2 до 16 лет. Из них 35 мальчиков и 18 девочек. С ДЦП наблюдалось 45 (85%) детей: 34 ребёнка (75,5%) 41 — со спастической диплегией, 7 детей (15,6%) — с гемипаретической формой, 3 ребёнка (6,7%) — с атонически-астатической формой, 1 ребёнок (2,2%) — с гиперкинетической формой. Детей с задержкой психического развития 7 (13%), с умственной отсталостью лёгкой степени 1 (2%) ребенок. Для исследования были использованы ряд диагностических тестов, соответствующих психофизическим особенностям детей с двигательной патологией: сбор анамнеза, анализ медицинской и психологической документации, клинические и функциональные методы для оценки двигательного развития и оценки функциональных возможностей кистей рук, психодиагностические методики для оценки когнитивной и эмоциональной сфер ребенка. Проводились беседы с родителями, педагогами и наблюдения за детьми в ходе проведения иппотерапии. Обследование проводилось дважды – перед прохождением курса иппотерапии и по окончании курса, состоящего из 80 занятий по 30 минут 2 раза в неделю.


Результаты

Наиболее часто иппотерапию посещают дети в возрасте 2–4 лет — 27 (50,9%) детей, в возрасте 5–7 лет — 16 (30,1%), в возрасте 8–12 лет — 8 (15%) детей, в возрасте 13–16 лет — 2 (4%) ребенка. Средний возраст начала занятия иппотерапией составляет 5,5 лет. В результате проводимых занятий у детей отмечено значительное улучшение эмоционального и физического состояния, улучшение осанки, более правильное положение спины при ходьбе, преодолевается нарушение функции равновесия и вестибулярных расстройств.

У детей со спастической диплегией наблюдалось снижение спастичности мышц бёдер, увеличился объём активных движений в суставах ног. Кроме этого у детей улучшился рисунок ходьбы и появились новые двигательные навыки. У детей с гемипаретической формой расширились функциональные возможности поражённой руки, улучшился рисунок походки. У детей с атонически-астатической и гиперкинетической формами улучшилась координация движения, окрепли мышцы спины. У детей на фоне положительных эмоциональных переживаний снизилась эмоциональная лабильность, повысилась психическая активность, появилась уверенность в себе и своих силах, желание и умение слушать, учиться и трудиться, стремление к самостоятельности. Повысилась способность больных детей к обучению, усвоению новых навыков и сведений.


Заключение

Несмотря на то, что процесс реабилитации больных, страдающих ДЦП, носит длительный характер, требующий настойчивости и целеустремленности как от детей, так и от их родителей, регулярные занятия иппотерапией в комплексе с другими методами лечения позволяют приобрести и стойко закрепить новые двигательные навыки,избегать развития ранних контрактур суставов у детей, страдающих ДЦП, и увеличивают возможности их двигательной активности. Общение с животным на открытом воздухе улучшает эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон его знаний об окружающем мире. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания ребенка, пробуждается активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей и человеческой полноценности, происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь.

Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного ребенком на занятиях, и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения родителей к своим детям, когда они видят не немощное и полностью зависящее от них существо, а радостно возбужденного, смело и умело обращающегося с лошадью всадника, который на равных общается с окружающими.



Из материалов V Международного конгресса «Нейрореабилитация–2013». Москва, 3–4 июня 2013 г.

Автор:  Батышева Т.Т., Аркуша Л.М., Чебаненко Н.В., Антропова И.М.
Дата публикации:  11.06.2013