Аналитика: какую пользу получают пациенты с неврологическими нарушениями от реабилитации с VR?
Виртуальная реальность (VR) — многообещающий и мощный инструмент в сфере реабилитации. Благодаря этой технологии появилась возможность создавать безопасную имитируемую 3D-среду и моделировать в ней самые разные жизненные сценарии. Эффект заключается в усилении сенсорной обратной связи и индуцировании изменений в процессах нейронной пластичности, что помогает корректировать и восстанавливать двигательные или когнитивные функции.
Среди современных комплексов с технологиями VR различные специалисты выделяют купольные тренажеры, как правило оснащенные экранами виртуальной реальности (от 180° до 360°), сенсорными беговыми дорожками, высокоскоростными инфракрасными камерами, которые отображают положение отражающих меток, расположенных на пациенте, и мобильной платформой. Их используют для восстановления пациентов с неврологическими и ортопедическими нарушениями, а также после ампутации конечностей.
В недавнем обзоре, опубликованном в European Journal of Rehabilitation Medicine, обобщены данные применения одной из таких систем для реабилитации неврологических пациентов. Они показывают, что обучение осуществимо, безопасно и что особенно важно — заметно улучшает походку и баланс.
Преимущества использования систем с VR
- Виртуальные сценарии воспроизводят реальные объекты и события в трехмерном виде, предоставляя пользователям аудиовизуальную обратную связь в ответ на их движение перед экраном.
- Виртуальная реальность создает у пациентов иллюзию активного взаимодействия со сценариями, используемыми в обучении, способствуя не только улучшению их двигательных и когнитивных функций, но и большей вовлеченности. Фактически они становятся главными действующими лицами тренировки, отказываясь от пассивной роли в своей собственной терапии.
- Уровень погружения в среду виртуальной реальности определяется количеством и разнообразием сенсорных и моторных каналов, интегрированных в систему виртуальной реальности, а также уровнем точности и отзывчивости сенсорных входов и моторных выходов для взаимодействия с пользователем. Этот процесс связан с концепцией присутствия, которая состоит из субъективного психологического состояния, в котором пользователь вовлечен в виртуальный контекст. Основываясь на этих концепциях, выделяется три типа виртуальной реальности: полностью иммерсивная виртуальная реальность, неиммерсивная виртуальная реальность и полуиммерсивная виртуальная реальность.
Выводы
Несколько оцененных исследований продемонстрировали, что купольные тренажеры являются безопасным и потенциально эффективным средством для лечения различных симптомов (включая нарушения походки и вестибулярного аппарата, исполнительные функции, депрессивное настроение и тревогу) у пациентов с различными неврологическими расстройствами. Рассмотренная литература указала на потенциальное использование купольных тренажеров для улучшения двигательных и когнитивных навыков с противоречивыми результатами по эмоциональным аспектам. Однако, поскольку исследований проведено пока не очень много, авторы рекомендуют продолжать изучение этой темы для подтверждения эффективности данных тренажеров в нейрореабилитации.
Научная литература
- Виртуальная реабилитация — преимущества и проблемы — Burdea GC. Virtual rehabilitation—benefits and challenges. Methods Inf Med 2003;42:519–23.
- Виртуальная реальность и робототехника для реабилитации после инсульта: что нам делать дальше? Лучшие программы реабилитации после инсульта — Wade E, Winstein CJ. Virtual reality and robotics for stroke rehabilita- tion: where do we go from here? Top Stroke Rehabil 2011;18:685–700.
- Роль виртуальной реальности в улучшении двигательной активности, выявленная с помощью ЭЭГ: рандомизированное клиническое исследование — Calabrò RS, Naro A, Russo M, Leo A, De Luca R, Balletta T, et al. The role of virtual reality in improving motor performance as revealed by EEG: a randomized clinical trial. J Neuroeng Rehabil 2017;14:53.
- Роботизированная тренировка походки в реабилитации при рассеянном склерозе: может ли виртуальная реальность изменить ситуацию? Результаты рандомизированного контролируемого исследования — Calabrò RS, Russo M, Naro A, De Luca R, Leo A, Tomasello P, et al. Robotic gait training in multiple sclerosis rehabilitation: can virtual reality make the difference? Findings from a randomized controlled trial. J Neurol Sci 2017;377:25–30.
- Кинематические характеристики системы подвижной платформы CAREN для использования в исследованиях осанки и равновесия — Lees A, Vanrenterghem J, Barton G, Lake M. Kinematic response characteristics of the CAREN moving platform system for use in posture and balance research. Med Eng Phys 2007;29:629–35.
- CAREN (компьютеризированная реабилитационная среда): новый способ повышения эффективности ходьбы — De Groot IJ, Zohar OE, Haspels R, Van Keeken H, Otten E. CAREN (computer assisted rehabilitation environment): a novel way to improve shoe efficacy. Prosthet Orthot Int 2003;27:158–62.
- Влияние среды компьютерной реабилитации (CAREN) на когнитивные нарушения и стратегии преодоления при болезни Паркинсона: предварительное исследование — Formica C, Bonanno L, Latella D, Ferrera MC, Maresca G, Logiudice al, et al. The effect of Computer Assisted Rehabilitation Environment (CAREN) in cognitive impairment and coping strategies in Parkinson’s disease: a preliminary study. Sci Rep 2023;13:2214.
- Оценка использования системы компьютерной реабилитации (CAREN) у пациентов с рассеянным склерозом — Kane A, Thompson NR, Sullivan AB. Assessment of Computer Assisted Rehabilitation Environment (CAREN) System Use and Mood in Patients With Multiple Sclerosis. Int J MS Care 2022;24:63–6.