Исследование: применение роботизированного комплекса Diego в реабилитации детей с черепно-мозговой травмой

Одним из частых последствий тяжелой черепно-мозговой травмы у детей и подростков является нарушение функции верхних конечностей. Некоторые из них не могут совершать даже минимальные движения, что осложняет проведение интенсивных тренировок, которые так необходимы для восстановления подвижности. На помощь и врачам, и пациентам в этом случае могут прийти роботизированные устройства с функцией разгрузки веса.
Предоставить клиницистам возможность оценить на практике эффективность одного из таких комплексов — Diego, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе, стало целью проекта British Academy of Childhood Disability. Сначала было проведено обучение специалистов работе с оборудованием, а затем курс реабилитации с четырьмя пациентами, имеющими нарушения моторики всех конечностей.
Исходные данные
Программа обучения специалистов включала тренинги, письменные и видеоинструкции, постоянную поддержку и наставничество со стороны инструкторов. Были отобраны четыре ребенка, имеющие нарушения моторики всех четырех конечностей. Это не позволяло им самостоятельно передвигаться и выполнять необходимые упражнения, чтобы достичь реабилитационных целей.
Diego использовался наряду со стандартной терапией. Занятия представляли собой четыре 30-минутных тренировки в неделю в течение 8-12 недель. Пациенты выполняли функциональные упражнения с роботизированной поддержкой верхних конечностей. Повысить мотивацию помогали разнообразные игровые приложения.
Среди преимуществ Diego — возможность проводить эффективную терапию одной или двух конечностей одновременно с использованием активных и пассивных тренировок, а также объективную оценку объема движений и наличия спазмов. Устройство настраивается с учетом индивидуальных особенностей и позволяет анализировать прогресс проводимого лечения.
Результаты
Программа обучения помогла внедрить роботизированную терапию в клиническую практику. После курса реабилитации три пациента улучшили свою функциональность — смогли самостоятельно принимать пищу и пользоваться различными приборами, благодаря интегрированным игровым программам у них было больше заинтересованности участвовать в реабилитационных сессиях. Одна пациентка не достигла своей функциональной цели, но продемонстрировала значительные изменения в уровне нарушений. Все участники сообщили, что им понравились сеансы и они получили пользу от их использования.
Мультимодальные методы проведенной программы обучения будут использованы для внедрения новых роботизированных устройств в клиническую практику.