Оценка функции ходьбы с помощью роботизированного тренажера Lokomat: возможности и ограничения вспомогательного контроля при травме спинного мозга
Обучение ходьбе с помощью роботизированных тренажеров становится общепринятой клинической практикой. Однако помимо функциональных тренировок, эти устройства могут использоваться и для оценки самой способности ходить и биомеханики походки в контролируемой среде. Например, в роботизированных комплексах Lokomat есть функция адаптивного контроля Assist-As-Needed (AAN), которая позволяет регулировать поддержку со стороны устройства (поддержку веса тела и импеданс роботизированного экзоскелета) исходя из способности пациента следовать схеме, отображаемой на экране.
В исследовании, опубликованном в журнале NeuroEngineering and Rehabilitation (121, 2023), проведена оценка походки с помощью Lokomat и рассмотрены возможности и ограничения вспомогательного контроля при травме спинного мозга. В частности, описано, как количественно определить объем поддержки пациента, необходимой во время тренировки.
Параметры исследования
В исследовании приняли участие 15 пациентов с травмой спинного мозга и 12 человек из контрольной группы. Участники использовали программу контроля AAN в Lokomat два раза неделю. Результаты оценивались с использованием клинических тестов (10 MWT — ходьба на 10 метров, TUG test — для определения функциональной мобильности). Авторы применяли регрессивный метод, чтобы определить роботизированный показатель, который мог бы предоставить наиболее релевантную информацию о функции ходьбы, и определяли надежность повторного тестирования. Они также проверили, можно ли экстраполировать этот результат на пациентов, не находящихся в амбулаторных условиях, и на здоровых испытуемых.
Выводы
Программа адаптивного контроля AAN в Lokomat может быть использована для количественной оценки поддержки, необходимой пациенту при выполнении роботизированной тренировки ходьбы. Она позволяет настраивать поддержку с учетом потребностей пациента и его способности следовать схеме, отображаемой на экране, обеспечив таким образом разные уровни сложности тренировки.