Виртуальная реальность в программах реабилитации после инсульта
Виртуальная реальность (VR) — инструмент, позволяющий сегодня не только менять «пространство» для реабилитации, создавая необходимую под конкретные задачи виртуальную среду, но и влиять на нейропластичность у пациентов после инсульта.
Ученые из University of Nebraska Medical Center (Омаха, штат Небраска, США) проанализировали 27 исследований на эту тему, проведенных с 2000 по 2021 год, и отметили, как минимум, 5 положительных эффектов применения этой технологии:
- улучшение баланса между полушариями мозга
- повышение активации областей лобной коры
- усиление картирования коры пораженных мышц конечностей
- улучшенные показатели нейронной пластичности коррелируют с улучшенными результатами поведения
- может быть вовлечена система зеркальных нейронов
VR-устройства обеспечивают обратную связь в реальном времени. Это может быть визуальная, аудиальная и даже сенсомоторная обратная связь. Например, пациент может слышать свои шаги во время виртуальной прогулки или видеть, как двигается его рука. В некоторых системах пользователи могут даже почувствовать, когда они «захватывают» объект с помощью портативного контроллера.
Сама технология VR демонстрирует потенциал положительного влияния и на повседневные функции — есть возможность воссоздавать условия для тренировки ходьбы, равновесия, приготовления еды или поднятия предмета с пола. Человек может практиковать повторение задач даже при наличии моторного дефицита.
Было отмечено, что использование VR у пациентов, перенесших инсульт, увеличивает скорость ходьбы, что напрямую связано с профилактикой падений. Также были зарегистрированы улучшения в балансе на основе теста баланса Берга, а также двигательных навыков — с помощью шкалы Фугл-Мейера (FMA).
Вместе с тем VR приводит к клинически значимым улучшениям внимания и памяти после инсульта, усиливает мотивацию пациентов и позволяет им переносить более длительные сеансы терапии.